Русский самовар испытал много нововведений и пережил немало художественных изменений на протяжении всей истории существования. Но он остается самым необычным явлением декоративно-прикладного искусства. При появлении прибора, который «сам варит» чай, возможность приобрести диковинный сосуд была только у дворян, простому же люду было не по карману дорогое удовольствие. Но появление малых и больших, кустарных и фабричных предприятий позволило насытить рынок страны дровяными самоварами.
В конце XIX века в Туле появляется небольшая фабрика под руководством Ивана Федоровича Капырзина. В 1885-1890 годах производством самоваров занимались около 20 работников. Замечательно то, что умелый фабрикант выпускал большое разнообразие моделей: насчитывалось более 100 видов. Жарочные самовары создавались в стилях «ренессанс», «рококо» и имели форму вазы, благодаря чему выглядели роскошно, элегантно и изысканно. Применялись и более простые формы: рюмка, яйцо, шар, которые в умелых руках тульских мастеров приобретали необычную пышность и эстетичность внешнего вида.
От малого цеха до крупнейшей фабрики современности
Славилась фабрика Капырзина производством варительных и дорожных самоваров, которые отличались большой функциональностью, складывающимися ножками, удачным дизайном. Самовары для магазинов и ярмарок выпускались большого объема, для домашнего пользования – меньшего. Кроме этого, Капырзин расширил производство за счет выпуска кофейников, рукомойников, емкостей для хранения воды.
Фабрика Капырзина была продумана с учетом всех производственных потребностей. Имелись обустроенные токарный, чистильный и лудильных цеха с подготовленными рабочими необходимых специальностей, а готовые изделия бережно упаковывали в ящики с соломой в отдельном помещении. Самовары Капырзина пользовались особой популярностью, благодаря оптимальному сочетанию качества, цены и дизайна. Использование латуни, меди, мельхиора и деталей из натурального дерева позволяло производить надежные и красивые дровяные самовары. Для более изысканных моделей применялось серебро, позолота, элементы из слоновой кости.
Активное участие в различных конкурсах принесло самоварам Капырзина заслуженные награды – на крышке изделий красуются оттиски 15 медалей и знаменитый знак качества самоварной продукции «К».
На рубеже XX века империя самоварного короля немного пошатнулась. Многочисленные волнения рабочих по всей стране коснулись и фабрики Капырзина. После нанесение большого урона производству, грамотному фабриканту понадобилось несколько лет, чтобы достичь прежнего оборота и поднять фабрику на новый уровень. Теперь оборот фабрики составил около 60 тысяч рублей.
Вскоре Иван Федорович был избран Членом Городской Думы, продолжая вести удачный бизнес. Уже в 1912 году на фабрике трудилось 98 человек и производилось более 60 тысяч самоваров в год.
Семейное дело, перешедшее по наследству 8 детям И. Ф. Капырзина, представляло собой слаженное, отлично оснащенное производство. Старшие сыновья заключили взаимовыгодный союз и провозгласили о появлении «Самоварной фабрики наследников И. Ф. Капырзина». После трагической гибели 2 братьев и с началом революционного движения фабрика становится Торговым домом «Товарищество фабрики наследников И. Ф. Капырзина и Ко в Туле», а в 1921 году производство национализировали и дали название «Первой самоварной фабрики имени Ленина».
Обновленные советские самовары также пользовались спросом и в России, и за рубежом. Русские традиции душевного чаепития остаются неизменными на протяжении уже более 200 лет.
Ароматным чаем, заваренным кипятком из самоваров Шемариных, наслаждались русские князья и княгини, графы и графини, персидские шахи. Европейские аристократы, знавшие цену роскоши, тоже признали качество и изысканную красоту самоваров русских братьев. Среди коллекционеров этих изделий считается почетным держать в доме на самом видном месте такой самовар, особенно, если он был выпущен в далеком 19 веке.
Во всех словарях главной функцией самовара указывают нагрев воды, но для русской культуры самовар представляет нечто больше простого нагревательного элемента. Для русского человека самовар – символ семейного очага, семейного общения. Факт наличия самовара свидетельствовал о том, что в доме был достаток. Самовар нередко становился своего рода участником серьезных деловых вопросов, без него не обходились самые жаркие творческие и политические дискуссии. Самовар был и обязательной частью интерьера в домах столичных петербургских аристократов, и в трактирах и чайных для посадских небогатых людей.
За кажущейся простотой обычного дровяного самовара скрывается большой труд множества работников. Специфика изготовления деталей требовала не только внимательного отношения к работе, но и профессиональных знаний, которыми обладали немногие ремесленники-самоучки. К таким мастерам «от Бога», как поговаривал народ, принадлежал и Григорий Иванович Туляков.
Самовар не мог появиться в какой-либо другой стране. Хотя приборы, отдаленно напоминающие самовар, существовали еще в античном мире, но традиционный «водогрейный сосуд для приготовления чая» - это исконно русское изобретение.