Ароматным чаем, заваренным кипятком из самоваров Шемариных, наслаждались русские князья и княгини, графы и графини, персидские шахи. Европейские аристократы, знавшие цену роскоши, тоже признали качество и изысканную красоту самоваров русских братьев. Среди коллекционеров этих изделий считается почетным держать в доме на самом видном месте такой самовар, особенно, если он был выпущен в далеком 19 веке.
История жизни Шемариных невероятно интересна. В средине 19 века крестьянин Иван Родионович Шемарин получает свободу от крепостной зависимости и приезжает с семьей в село Желябово Тульской губернии. В 1870 году у него рождается пятый сын, Андрей, появление которого на свет уже ждали четыре брата: Владимир, Дмитрий, Николай и Александр.
Через 15 лет братья перебираются в Тулу, где и открывают в 1887 году мастерскую. Легендарная же история тульского самовара Шемариных началась с того, что старший из братьев, Владимир, женился на вдове оружейника Гудкова Пелагее. Он получил в приданое самоварную фабрику, основанную в 1878 году. На ней в то время выпускали в основном дорожные самовары. Братья объединяют фабрику с мастерской и полностью посвящаются себя производству и продаже этих изделий. Николай стал коммивояжером, ездил по стране с рекламными буклетами, Андрей вел финансовые дела, отвечал за сохранность ценностей и документов, а Александр, Дмитрий и Владимир работали на фабрике, которая представляла собой деревянный домик.
В 1899 году предприниматели открывают Торговый дом «Братья Шемарины».
Орел становится их фабричным клеймом. Они строят двухэтажную фабрику и большой сарай, чтобы хранить готовую продукцию и сырье. Покупают новое оборудование. Конкуренция среди производителей этих изделий была очень высокой, потому что Тула к концу 19 века занимала первое место по количеству изготавливаемых самоваров в мире. Тогда уже работало в городе более 80 фабрик. Но самовары братьев Шемариных ценились высоко. Они отличались от большинства красотой и качеством. Братья Шемарины участвовали в легендарной Всемирной выставке в Париже 1889 года. Получили за прекрасные самовары Большую серебряную медаль. А в 1901 году были награждены в Глазго почетным дипломом.
Братья приняли участие где-то в 20 выставках, на которых получали медали, похвальные листы и грамоты. Интересно, что если изделие награждали медалью, то на всех следующих самоварах этой серии ее выбивали. Известны самовары, на которых имеется около десяти выбитых медалей.
Как утверждают историки, фабрика Шемариных к 1904 году производила более ста видов самоваров: жаровые и спиртовые, которые работали на техническом спирте. Делали их из разных материалов (например, латуни и меди) и разных объемов: от 2,5 до 10 литров. К началу прошлого века фабрика братьев занимает второе место в городе по объему выпускаемых изделий и количеству рабочих. Первое место не уступала фабрика наследников Баташева. В 1913 году у братьев работали более 700 человек, которые каждый день выпускали до 200 изделий. Самовары продавали в разные города Российской империи, в Европу, поставляли изделия во двор персидского шаха. Братья встречались с императором Николаем ІІ, который разрешил им изготовить для своих детей пять самоварчиков с приборами. Но непонятным образом императорские дети получили изделия с клеймом… Баташевых. Эта тайна до сих пор не раскрыта.
- Во время Первой мировой войны производство самоваров приостанавливается, а в декабре 1918 года происходит национализация Торгового дома «Братья Шемарины». Предприятие называют фабрикой имени Ленина, которая выпускала более десяти лет лучшие самовары в Туле.
- Во время революции четыре брата выехали за границу, а Николай остался в Туле. Во время советской власти он где-то раздобыл документ, что был на фабрике просто рабочим. Позже продавал книги в магазине. Потомки Николая до сих пор живут в Туле, а вот о судьбе остальных почти ничего неизвестно…
Текут годы, но самовар, часть судьбы русского народа, остается молодым. Остаются молодыми и самовары братьев Шемариных…
Хохлома – так называется декоративная роспись, которая традиционно выполняется на деревянной посуде или мебели. На сегодняшний день хохломой можно украсить практически любую поверхность, не только деревянную. Роспись эта осуществляется на черном фоне красными и золотистыми цветами. В нынешнее время палитра цветов уже не столь ограничена, но когда эта роспись только зарождалась, цветовая палитра ограничивалась исключительно этими цветами.
Гжель – это название народного «сине-белого» промысла, которое произошло от села расположенного на берегу реки Гжелки, в 60 километрах от Москвы. Именно в этом месте находятся богатейшие залежи глин. Население в этом селе в основном старообрядческое. Церкви здесь невообразимо красивые, они имеют лаконичный и строгий стиль, который принято называть «византийским». Кроме Гжели, в керамическом центре России, расположено порядка тридцати гончарных деревень и сел. Гжель для каждого приезжего характеризуется тремя словами – мастера, глина и особая техника росписи.
Во всех словарях главной функцией самовара указывают нагрев воды, но для русской культуры самовар представляет нечто больше простого нагревательного элемента. Для русского человека самовар – символ семейного очага, семейного общения. Факт наличия самовара свидетельствовал о том, что в доме был достаток. Самовар нередко становился своего рода участником серьезных деловых вопросов, без него не обходились самые жаркие творческие и политические дискуссии. Самовар был и обязательной частью интерьера в домах столичных петербургских аристократов, и в трактирах и чайных для посадских небогатых людей.
Русский самовар испытал много нововведений и пережил немало художественных изменений на протяжении всей истории существования. Но он остается самым необычным явлением декоративно-прикладного искусства. При появлении прибора, который «сам варит» чай, возможность приобрести диковинный сосуд была только у дворян, простому же люду было не по карману дорогое удовольствие. Но появление малых и больших, кустарных и фабричных предприятий позволило насытить рынок страны дровяными самоварами.