Во всех словарях главной функцией самовара указывают нагрев воды, но для русской культуры самовар представляет нечто больше простого нагревательного элемента. Для русского человека самовар – символ семейного очага, семейного общения. Факт наличия самовара свидетельствовал о том, что в доме был достаток. Самовар нередко становился своего рода участником серьезных деловых вопросов, без него не обходились самые жаркие творческие и политические дискуссии. Самовар был и обязательной частью интерьера в домах столичных петербургских аристократов, и в трактирах и чайных для посадских небогатых людей.
За XIX и XX века самовар стал представлять один из характернейших символов русского быта, центральный предмет чаепития, и уже в 19 веке в России стал рассматриваться частью национальной традиции и культуры.
Являясь украшениями дома, самовары уже с момента их появления заняли особенное место среди бытовых изделий из меди и довольно в скором времени стали одним из самобытных предметов в русском-декаративно-прикладном искусстве.
Художественное оформление, которое использовалось в украшении самоваров, удовлетворяло все художественно-эстетические запросы различных слоев, существовавших в русском обществе.
Уже в 18 веке самовар стал обладать отличительными чертами и теми конструктивно-функциональными особенностями, необходимыми для нагревания воды, этот факт позволяет считать самовар как сугубо национальный предмет. Труба-жаровня, выполненная в виде кувшина, впаивалась в самоварный корпус, поддон, краны, ручки с держателями, крышки, колпочки-заглушки.
Вырабатывался и особый самовар-кофейник, отличающийся специальным устройством, чтобы готовить кофе (вынимающаяся металлическая рама с мешочком из холщовки. Туловище самоваров часто украшал пышный чеканный или гравированный орнамент, выполнявшийся в стиле рококо или барокко.
Фабрики самоваров получили развитие в 1820 году
Одной из таких стала фабрика А.П. Салищева. В это время стала совершенствоваться конструкция самоваров. Если сначала они подогревались внизу, затем появились «ножки», затем труба, в нее поступала на растопку бумага или кусочки древесины. Они выдавали огромное тепло. Самовар быстро закипает и сохраняет воду горячей примерно в течение часа, а то и дольше. Самовары были одними из популярных предметов в обиходе. Один из ростовских предпринимателей Великанов, его дом находился на углу Серафимовича и Соборного (сейчас там расположен Hugo Boss), заказывал на фабрике А.П. Салищева более двух тысяч самоваров различных по стилю. Они приходили ему с особой надписью «По заказу предпринимателя Великанова».
Самовары разделяли на два вида:
- для крестьян разрабатывались простые,
- а для знатных – дорогие, с особыми надписями.
Создавались редкие именные. Сейчас современные коллекционеры бывает «вылавливают» такие самовары на пунктах приёмов металла. На одном из таких выбит был силуэт генерала Стесселя с надписью: «За любовь к Отечеству, мужество и храбрость. Порт-Артур. 1905г.» После того как его отреставрировали он был приобретен одним из коллекционеров. Получить самовар в качестве подарка считалось престижным. Так, в одной из поездок в Тулу царская семья получила от здешних мастеров по самовару, каждый из которых был украшен специально для одного члена династии в зависимости от возраста и характера.
В настоящее время самовары фабрики А.П, Салищева можно встретить и у иностранных коллекционеров, причем минимальный порог цены начинается от 35 тыс. руб.
Гжель – это название народного «сине-белого» промысла, которое произошло от села расположенного на берегу реки Гжелки, в 60 километрах от Москвы. Именно в этом месте находятся богатейшие залежи глин. Население в этом селе в основном старообрядческое. Церкви здесь невообразимо красивые, они имеют лаконичный и строгий стиль, который принято называть «византийским». Кроме Гжели, в керамическом центре России, расположено порядка тридцати гончарных деревень и сел. Гжель для каждого приезжего характеризуется тремя словами – мастера, глина и особая техника росписи.
Ароматным чаем, заваренным кипятком из самоваров Шемариных, наслаждались русские князья и княгини, графы и графини, персидские шахи. Европейские аристократы, знавшие цену роскоши, тоже признали качество и изысканную красоту самоваров русских братьев. Среди коллекционеров этих изделий считается почетным держать в доме на самом видном месте такой самовар, особенно, если он был выпущен в далеком 19 веке.
Русский самовар испытал много нововведений и пережил немало художественных изменений на протяжении всей истории существования. Но он остается самым необычным явлением декоративно-прикладного искусства. При появлении прибора, который «сам варит» чай, возможность приобрести диковинный сосуд была только у дворян, простому же люду было не по карману дорогое удовольствие. Но появление малых и больших, кустарных и фабричных предприятий позволило насытить рынок страны дровяными самоварами.
За кажущейся простотой обычного дровяного самовара скрывается большой труд множества работников. Специфика изготовления деталей требовала не только внимательного отношения к работе, но и профессиональных знаний, которыми обладали немногие ремесленники-самоучки. К таким мастерам «от Бога», как поговаривал народ, принадлежал и Григорий Иванович Туляков.