За кажущейся простотой обычного дровяного самовара скрывается большой труд множества работников. Специфика изготовления деталей требовала не только внимательного отношения к работе, но и профессиональных знаний, которыми обладали немногие ремесленники-самоучки. К таким мастерам «от Бога», как поговаривал народ, принадлежал и Григорий Иванович Туляков.
Начав свою трудовую деятельность в 1885 году, искусный мастер самоварного дела создавал интересные и необычные, простые и роскошные модели. Коренной житель Тулы, он, как и многие другие производители самоваров, упорно боролся с жесткой конкуренцией. Свою небольшую кустарную фабрику Туляков прославил отменным качеством, доступной ценой и привлекательным внешним видом жаровых самоваров.
В конце XIX века было очень модно иметь в доме дровяной самовар с клеймом «Фабрика Григория Ивановича Тулякова в Туле».
Развитие знаменитой самоварной фабрики
Самовары Тулякова еще больше прославились после получения наград на различных выставках и ярмарках. После вручения очередной медали обязательно появлялся ее двусторонний оттиск на крышке самовара. Медали 1899, 1897, 1902, 1903 и других годов украшают изделия фабрики Тулякова. Расширение производство последовало вслед за заслуженной популярностью моделей.
Теперь на фабрике использовали труд рабочих разных специальностей:
- наводильщика, который за неделю изготавливал до 8 заготовок из меди
- лудильщика, обрабатывающего внутреннюю поверхность оловом при норме от 60 до 100 штук в день
- токаря, вертельщика ( помощник токаря) – полировали 8-10 самоваров в день
- слесаря, который изготавливал дополнительные элементы в виде ручек и кранов
- сборщика - должен собрать готовых изделий до 20 самоваров в неделю
- чистильщика– проводил окончательную обработку перед продажей
Процесс изготовления качественного самовара довольно длительный. Г. И. Туляков лично участвовал в отборе материала, контроле всех операций по изготовлению отдельных деталей и сборке всех составных частей в единое целое.
Развивая производство, на фабрике Тулякова используются не только новые формы и элементы, но и способы реализации товара. Стала развиваться оптовая торговля, когда самовары продавались по весу. В основном, тульские изделия сплавлялись по реке, отправляя большими партиями за границу.
Быстрорастущее производство самоваров было связано с огромными запасами ценнейших месторождений России. Залежи железной руды были, если не основной, то одной из косвенных причин такого значительного развития кустарного и фабричного ремесла.
Самовары фабрики Григория Ивановича Тулякова, столь популярные не только в России конца XIX - начала XX, но и в Европе, отличались особенным шармом и одновременно простотой исполнения. На своей фабрике Туляков применял, в основном, медь, латунь и токмак. Великолепные изделия имели популярную форму цилиндра, репки, банки, вазы, чаши. Гармоничное сочетание с резными речками, элегантными ножками, чудесной гравировкой, деревянными элементами делает самовары Тулякова узнаваемыми и желанными.
В 20-х годах XX века «Фабрика Григория Ивановича Тулякова в Туле» стала частью Торгового Дома Баташевых. Вследствие большой конкуренции объединение было необходимо, т. к. успешная деятельность было возможно только при воссоединении капиталов, знаний и умений. Факт существования отменного качество тульского мастера Г. И. Тулякова ассоциируется с русскими традициями, широтой души и национальным колоритом. Самовары этого мастера станут не просто украшением стола, а являются настоящим действующим «водогрейным сосудом» и «прибором для варки чая» - душистого, ароматного, неповторимого.
Во всех словарях главной функцией самовара указывают нагрев воды, но для русской культуры самовар представляет нечто больше простого нагревательного элемента. Для русского человека самовар – символ семейного очага, семейного общения. Факт наличия самовара свидетельствовал о том, что в доме был достаток. Самовар нередко становился своего рода участником серьезных деловых вопросов, без него не обходились самые жаркие творческие и политические дискуссии. Самовар был и обязательной частью интерьера в домах столичных петербургских аристократов, и в трактирах и чайных для посадских небогатых людей.
Русский самовар испытал много нововведений и пережил немало художественных изменений на протяжении всей истории существования. Но он остается самым необычным явлением декоративно-прикладного искусства. При появлении прибора, который «сам варит» чай, возможность приобрести диковинный сосуд была только у дворян, простому же люду было не по карману дорогое удовольствие. Но появление малых и больших, кустарных и фабричных предприятий позволило насытить рынок страны дровяными самоварами.
Самовар не мог появиться в какой-либо другой стране. Хотя приборы, отдаленно напоминающие самовар, существовали еще в античном мире, но традиционный «водогрейный сосуд для приготовления чая» - это исконно русское изобретение.
Среди всех предметов декоративно-прикладного искусства самовары отличаются необычностью и самобытностью, в которые вложена искренняя любовь русских умельцев. Еще в начале XVIII века тульские умельцы создали самое грандиозное творение, которое заслужило любовь жителей всех слоев населения – самовар. Первые дровяные самовары имели продолжение и развитие в виде использования оригинальных форм, материалов изготовления и применения различного вида топлива.